В своей работе использую АМО (активные методы обучения).
Шесть шляп:
Разноцветные шары:
Мастер – класс «Изготовление картины из щучьей кожи и пера»
по технологии
«Искусство: северный дизайн»
« Учитель же, выполняя свою основную функцию – обучение и воспитание
ребят, вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени
превращаться и в методиста, и в ученого. Исследовательский элемент
был, есть и, как мы полагаем, будет важнейшим элементом педагогической
деятельности». В.И. Загвязинский
Всякая область искусства обладает своими особенностями, с которыми надо освоиться, чтобы получить от художественного произведения как можно больше. Понимание искусства требует известной тренировки, «дисциплины рассудка и чувства», чтобы творение маленького художника дошло до нас во всем своем богатстве.
Каждый народ по- своему воспевает красоту мира. Но есть общие для всех людей представления о самых главных явлениях жизни. Искусство учит сопереживать, помогает разным народам понимать друг друга, объединяться и в радости и в горе.
Кто откажется украсить свой дом картиной, которая выполнена необычным способом и сразу сделает помещение более загадочным и неповторимым. Для этого совершенно не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам, надеясь отыскать подходящее к интерьеру. Гораздо приятнее провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов, облагораживающих быт.
Техника работа с кожей и пером родилась в 1996 году, в этом году нам нужно было оформить школу чем–то необычным, таинственным и загадочным. Были первые шаги по изготовлению картин из пера и кожи рыб. С каждым годом техника обновлялась и крепла. Учениками нашей школы было сделано очень много картин, которые участвовали в выставках и также были проданы, подарены во многие музеи нашего Ханты – Мансийского округа – Югра. Картины отличаются гармоничностью сочетания цветов, взятых из самой природы совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов исполнения. Большую роль сыграл в создании картин это животный и растительный мир.
Познания начинаются с удивления. Каждый раз убеждаюсь в этой древней мудрости. Как растет человек? Что скрыто вокруг него? И что должен делать я, учитель, чтобы сокрытое стало явным? Поиск ответов на эти вопросы занимали меня всегда, помогали выстраивать педагогику раскрытия в маленьком человеке его творческого существа.
Так была определена цель моей работы – развитие детской фантазии, причинно-следственного мышления, языкового чутья, умения сочинять и писать картины, решать сложные проблемные задания.
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Наглядно-действенное мышление (фантазия, незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов). На этапе наглядно-действенного мышления у детей имеется выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
Причинное мышление. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются при этом различные методы и приемы.
Методику, которую я использовала для изучения особенностей воображения детей это тест Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных ( творческих) способностей детей. Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур или контуры элементов отдельных предметов и предлагают на основании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура фигуры, так и за пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Данные исследования по тесту Е. Торренса ,были отражены в таблицах и диаграммах. Так же мои исследования легли в основу программы «Искусству: северный дизайн».
Программа видоизменялась по мере моего личностного и профессионального опыта. Творческий поиск новых форм работы не прекращался в течение нескольких лет.
Актуальность и новизна работы в том, что в ней впервые предпринята попытка совместить элементы древнего искусства народа манси с элементами современного, познакомить учащихся с новым искусством — северный дизайн.
Главная цель — предложить новый путь освоения национальной культуры, возрождения народных ремесел – от прошлого к современности.
Учащимся предлагается шанс создать свой стиль северного дизайна, научиться применять полученный опыт, знания в собственной жизни. Основной принцип обучения и воспитания, заложенный в программе – укрепление духовной связи со своим народом. Реализация программы создает условия для расширения культурного кругозора ребенка (подростка), для развития творческого мышления и речи на высокой тренированности моторики и координации движений.
Программа носит ярко выраженный креативный характер; предусматривает возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, ориентирована на учащихся с различным познавательным потенциалом, проектируется как программа развития одаренных детей.
В современных условиях постепенно возрастающего информационного патока, с одной стороны, и резкого сокращения количества учебного времени, с другой стороны, учитель поставлен в условия трудноразрешимого противоречия: как научить большему за меньшее время. Оптимальным решением этой проблемы стал для меня выбор образовательные педагогические технологии «Дальтон – план», «Активные методы обучения». Несмотря на разнообразие форм организации коллективной — декоративной работы учащихся, чаще всего использую совместно – индивидуальную работу, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не представляет возможности общаться в процессе самой деятельности. Высоко оценивается результат совместной деятельности.
На мастер – классе каждый участник изготовит для себя картину в технике «Искусство: северный дизайн», используя щучью кожу и перо.
Словом, творите, пробуйте – все в ваших рука!
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач. |
Здравствуйте! Сегодня мы с Вами изготовим необычную картину в технике «Искусство: северный дизайн». Использовать будем кожу рыб и перо птиц. Подарите сегодня себе радость, изготовив картину вы унесете с собой что – то новое и результат своей работы. Видео. Актуально в наше время, видеть что – то новое и необычное. Актуальность и новизна работы в том, что в ней впервые предпринята попытка совместить элементы древнего искусства народа манси с элементами современного, познакомить учащихся с новым искусством — северный дизайн.
Главная цель — предложить новый путь освоения национальной культуры, возрождения народных ремесел – от прошлого к современности. |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. |
1. Основание. (Основание картины покрыто кожей. Рельеф картины волнистый, использован клей ПВА и кожа).
2. Инструменты и материал для изготовления картин. (ножницы, клей карандаш, кожа) 3. Идея и сюжет картины.(Море, луг, небо, ночь и т.д.) 4. Техника исполнения. 5. Самостоятельная работа (мастер помогает изучить новую технику). |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово. |
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Метод «Шесть шляп» ( красная, синяя, черная, белая, желтая, зеленая) Все цвета имеют свое значение, участники дадут самооценку и сделают самоанализ деятельности мастера – класса.
|
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе |
Автор: Шивторова Ирина Семеновна, учитель ИЗО МБОУ Шугурская СОШ