100_0154

100_0150

В своей работе использую АМО (активные методы обучения).

Шесть шляп:

img_0290

Разноцветные шары:

img_0288

Мастер – класс «Изготовление картины из щучьей кожи и пера»

 по технологии

«Искусство: северный дизайн»

SONY DSC

Шивторова И.С. учитель ИЗО

 

« Учитель же, выполняя свою основную  функцию – обучение и воспитание

ребят, вынужден в определенных  ситуациях в той или иной степени

превращаться и в  методиста, и в ученого. Исследовательский элемент

был, есть и, как мы полагаем, будет важнейшим элементом педагогической

деятельности».        В.И. Загвязинский

Всякая область искусства обладает своими особенностями, с которыми надо освоиться, чтобы получить от художественного произведения как можно больше. Понимание искусства требует известной тренировки, «дисциплины рассудка и чувства», чтобы творение маленького художника дошло до нас во всем своем богатстве.

Каждый народ по- своему воспевает красоту мира. Но есть общие для всех людей представления о самых главных явлениях жизни. Искусство учит сопереживать, помогает разным народам понимать друг друга, объединяться и в радости и в горе.

Кто откажется украсить свой дом картиной, которая выполнена необычным способом и сразу сделает помещение более загадочным и неповторимым. Для этого совершенно не обязательно проводить долгие часы в хождении по магазинам, надеясь отыскать подходящее к интерьеру. Гораздо приятнее провести эти часы дома, в спокойной и уютной атмосфере за изготовлением предметов, облагораживающих быт.

Техника работа с кожей и пером родилась в 1996 году, в этом году  нам нужно было оформить школу чем–то необычным, таинственным и загадочным. Были первые шаги по изготовлению картин из пера и кожи рыб. С каждым годом техника обновлялась и крепла. Учениками нашей школы было сделано очень много картин, которые участвовали в выставках и также были проданы, подарены во многие музеи нашего Ханты – Мансийского округа – Югра. Картины отличаются гармоничностью сочетания цветов, взятых из самой природы совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приемов исполнения. Большую роль сыграл в создании картин это животный и растительный мир.

Познания начинаются с удивления. Каждый раз убеждаюсь в этой древней мудрости. Как растет человек? Что скрыто вокруг него? И что  должен делать я, учитель, чтобы сокрытое стало явным? Поиск ответов на эти вопросы занимали меня всегда, помогали  выстраивать педагогику раскрытия в маленьком человеке его творческого существа.

Так была определена цель моей работы – развитие детской фантазии, причинно-следственного мышления, языкового чутья, умения сочинять и писать картины, решать сложные проблемные задания.

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Наглядно-действенное  мышление (фантазия, незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов). На этапе наглядно-действенного мышления у детей имеется выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.

Причинное мышление. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются при этом  различные методы и приемы.

Методику, которую я использовала для изучения особенностей воображения детей это  тест Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных ( творческих) способностей детей. Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур или контуры элементов отдельных предметов  и предлагают на основании каждой из предложенных фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура фигуры, так и за пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Данные исследования по тесту Е. Торренса ,были отражены в таблицах и диаграммах. Так же мои исследования легли в основу программы «Искусству: северный дизайн».

Программа видоизменялась  по мере моего личностного  и профессионального  опыта. Творческий  поиск  новых форм работы  не  прекращался  в течение  нескольких  лет.

Актуальность и новизна  работы  в том, что  в ней  впервые  предпринята  попытка  совместить  элементы  древнего  искусства народа  манси  с элементами  современного, познакомить учащихся    с новым  искусством — северный  дизайн.

Главная  цель — предложить  новый  путь  освоения национальной  культуры, возрождения народных  ремесел – от прошлого  к  современности.

Учащимся  предлагается шанс  создать  свой стиль  северного  дизайна, научиться  применять  полученный  опыт, знания  в собственной  жизни. Основной  принцип  обучения  и воспитания, заложенный  в программе – укрепление  духовной связи  со  своим народом.  Реализация  программы  создает  условия для  расширения культурного  кругозора ребенка (подростка), для развития  творческого мышления  и речи  на  высокой  тренированности  моторики  и координации движений.

Программа  носит  ярко  выраженный креативный   характер; предусматривает возможность  творческого  самовыражения, творческой  импровизации, ориентирована  на  учащихся с различным познавательным потенциалом, проектируется  как программа  развития  одаренных детей.

В современных условиях постепенно возрастающего информационного патока, с одной стороны, и резкого сокращения количества учебного времени, с другой стороны, учитель поставлен в условия трудноразрешимого противоречия: как научить большему за меньшее время. Оптимальным решением этой проблемы стал для меня выбор образовательные педагогические технологии  «Дальтон – план», «Активные методы обучения». Несмотря на разнообразие форм организации коллективной — декоративной работы учащихся,  чаще всего использую совместно – индивидуальную работу, которая, к сожалению, в наименьшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не представляет возможности общаться в процессе самой деятельности. Высоко оценивается результат совместной деятельности.

На мастер – классе каждый участник изготовит для себя картину в технике «Искусство: северный дизайн», используя щучью кожу и перо.

Словом, творите, пробуйте – все в ваших рука!

SONY DSC

Мастер — класс в г. Урае в 6 школе

Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников
Подготовительно-организационный:

Постановка целей и задач.

Здравствуйте! Сегодня мы с Вами изготовим необычную картину в технике «Искусство: северный дизайн». Использовать будем кожу рыб и перо птиц. Подарите сегодня себе радость, изготовив картину вы унесете  с собой что – то новое и результат своей работы. Видео. Актуально в наше время, видеть что – то новое и необычное. Актуальность и новизна  работы  в том, что  в ней  впервые  предпринята  попытка  совместить  элементы  древнего  искусства народа  манси  с элементами  современного, познакомить учащихся    с новым  искусством — северный  дизайн.

Главная  цель — предложить  новый  путь  освоения национальной  культуры, возрождения народных  ремесел – от прошлого  к  современности.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
1.     Основание. (Основание картины покрыто кожей. Рельеф картины волнистый, использован клей ПВА и кожа).

2.     Инструменты и материал для изготовления картин. (ножницы, клей карандаш, кожа)

3.     Идея  и сюжет картины.(Море, луг, небо, ночь и т.д.)

4.     Техника исполнения.

5.     Самостоятельная работа (мастер помогает изучить новую технику).

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Метод «Шесть шляп» ( красная, синяя, черная, белая, желтая, зеленая)

Все цвета имеют свое значение, участники дадут  самооценку и сделают самоанализ деятельности мастера – класса.

 

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Автор: Шивторова Ирина Семеновна, учитель ИЗО МБОУ Шугурская СОШ